Нижний Тагил в 70-х - 90-х годах XX века: стройки, развитие, взлеты и падения

Город восстановился после войны. “Никто не забыт, ничто не забыто…”, и тем не менее, нужно жить дальше. Нижний Тагил понял это и стал развиваться семимильными шагами. 

Промышленность: от расцвета к упадку, от падения до стабильности

В 60-х - 70-х годах в городе вступило в строй более 70 предприятий и цехов, в том числе две доменные печи, конверторный цех, термопролет, установка непрерывной разливки стали, два мартена, шахта “Магнетитовая-бис” мясокомбинат, мебельная фирма, цех хромомагнезитовых изделий, завод минеральной ваты, дрожжевой завод, завод металлоконструкций, пивоваренный завод, блюминг “1500”, цех полихлорвиниловой пленки, цех пластиката и много других предприятий и производств. 

При активном участии тагильских строителей ожил город Качканар и появился крупный горно-обогатительный комбинат. Он снабжает тагильские домны агломератом, окатышами.Только на заводе пластмасс за это время построили и пустили 25 цехов.

Промышленность выходит на новый уровень - не только производство, но забота об окружающей природе. Так, коксовые батареи Нижнетагильского металлургического комбината переводятся на бездымную загрузку, за мартеновскими печами строятся газоочистительные сооружения. 

Уралвагонзавод также совершенствовал систему очистки. В 1961 году вступила в строй первая в Советском Союзе опытно-промышленная установка для очистки фенольных вод газогенераторной станции. Технологию очистки разработали совместно с сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института теплотехники, а оборудование спроектировали, изготовили и смонтировали своими силами. Прекратился ежечасный сброс 15 кубометров фенольной воды. Торфяная смола, причинявшая раньше вред водоемам, теперь приносила пользу - ее применяли в мартеновском цехе в качестве топлива. 

В 80-е годы на Уралвагонзаводе был открыт цех производства товаров народного потребления. 

Развивалась и железная дорога - без нее никуда и населению, и промышленности. Так, в 70-х годах были построены вторые пути на участке Свердловск-Гороблагодатская протяженностью около 200 км. пуск вторых путей увеличил грузопоток. Также были реконструированы некоторые станции Свердловской железной дороги: Смычка, Нижний Тагил, Невьянск, Монзино, Старатель и др. На них было расширено путевое хозяйство, внедрена новейшая аппаратура.

90-е годы ХХ века

Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис больно ударили по заводам Нижнего Тагила. За период с 1989 по 1995 гг. объемы промышленного производства в городе снизились на 41,2%.

Особенно тяжелый удар был нанесен оборонным предприятиям. На Уралвагонзаводе производство военной техники снизилось к 1995 г. в 30 раз. Причина банальна - Министерство обороны не оплачивало даже заказанную и произведенную продукцию. Высокогорский механический завод, 70% продукции которого составляли заказы армии, уже к 1993 г. потерял 60% объемов оборонного производства. 

Критическое положение со сбытом продукции усугубилось наличием на тагильских предприятиях большого количества устаревшего и просто изношенного оборудования. К концу XX столетия наряду с конвертерным сохранилось неэффективные мартеновское производство, разливка стали в изложницы, устаревшие прокатные станы и нагревательные печи. Однако, несмотря на все трудности, предприятия города осваивали новые высокоэффективные технологии, ставили на поток производство уникальной конкурентоспособной продукции. На НТМК уже в 1992 г., используя подготовленные ранее проекты, разработали конкретную программу реконструкции и развития до 2000 г..

90-е годы были сложными не только для промышленности, но и для жителей Нижнего Тагила.

Город строится, живет

В 1985 году недалеко от Театральной площади, в самом центре города выросло новое административное здание - Дом политпросвещения, ныне Общественно-политический центр.

На скалистом берегу городского пруда в середине 1980-х годов выросло большое торжественное здание - городской дворец творчества юных. Предназначенный для детей, он и решен как большой сказочный корабль: с “капитанской рубкой”- башней для обсерваторских исследований, с летними смотровыми площадками на ”палубе”-

крыше, с пандусами -”трапами”. С “корабля” открывается прекрасный вид на “море” - Нижнетагильский пруд с его живописными берегами.

Сформировавшийся еще в 1950-1960-е годы Дзержинский район в конце XX столетия начал активно застраиваться, причем появлялись не только жилые дома, но различные объекты культуры, отдыха и спорта. Так, в апреле 1982 года был построен Ледовый дворец, единственный в городе.

Несмотря на все трудности, жизнь в городе была активной. Работали театры, музеи, библиотеки, в которых читатели могли не только взять книги, но и поучаствовать в интересных мероприятиях. Развивалась и торговля - появлялось все больше магазинов, киосков и павильонов.

Облик города также менялся - на улицах высаживали много цветов, облагораживали газоны. Парки и скверы также не остались в стороне - в них менялись скамейки, появились новые клумбы, вроде бы мелочь, но как приятно стало сидеть в зеленом месте!