XX век в Нижнем Тагиле - технический прогресс, война и мир

В 1900 году Нижнетагильскому заводу исполнилось 178 лет., а в следующем, 1901 г. 180 лет отметил Высокогорский рудник. Оборудование его было небогато - паровой насос да кузница с четырьмя горнами. Не было никакого электричества, освещение в темное время суток - свет от костров. 

Однако уже через несколько лет ситуация меняется: появляется сверлильный станок, от Медного рудника проводится линия электропередач. Это позволило установить на Высокогорском руднике первый электромотор, а также сделать освещение электричеством.

В 1907-1909 годах разразился кризис. Из-за этого закрылись Лайский, Висимо-Шайтанский, Висимо-Уткинский, а также Черноисточинский заводы. Сокращалось производство, добыча медной руды уменьшилась почти в два раза, возникли долги по зарплате рабочим.

Благодаря правительственным субсидиям, авансам от Платинопромышленной компании, новым залогам заводов и земель в банках нижнетагильской промышленности удалось выйти из кризиса. Так, 1910 год завершился без дефицита.

От Революции до Великой Отечественной Войны

В ноябре 1917 года в Нижнем Тагиле установилась власть большевиков. С момента установления советской власти перед Нижне-Тагильским Советом встали новые, сложные задачи. Необходимо было решать вопросы финансирования, продовольствия, условий труда для рабочих заводов.

Гражданская война оставила после себя тяжелый след. Вернувшиеся с фронта рабочие увидели разруху, запустение и пустоту. Рабочие инструменты были расхищенны, трудиться приходилось день и ночь.

На Высокогорском механическом заводе для нужд Советского государства перестраивали производство на ремонт железнодорожных вагонов и платформ.

В это время жизнь в городе шла бурно - жители Нижнего Тагила принимали активное участие в политике страны, учились грамоте, переживали эпидемии сыпного и брюшного тифа. Росло население города, так, с 1929 года по 1939 год оно увеличилось с 42 705 до 159 900 человек. 

Развивалось сельское хозяйство. Так. в 1919 г. было создано животноводческое хозяйство, которое имело свой молокозавод, изготовляло молочные продукты. Чтобы спастись от голода, городской Совет организовывает коллективные сады, создает свой совхоз.

Однако были и трудности. Недостаток жилья пытались компенсировать строительством бараков, на первых порах в них жили по 200 человек вместо положенных 120. Также жили в землянках и палатках. Нехватало и продуктов первой необходимости - хлеба, мяса, муки и многого другого. 

В 1933 г. стали строить брусковые дома, открыли центральный клуб, начал работать водопровод. В 1937 году пошел трамвай на НТМЗ, а через три года - на УВЗ.

Город стал постепенно облагораживаться: закладывались скверы, парки. Открывались новые школы, библиотеки. Помимо горно-металлургического техникума, в 1926 году был открыт педагогический техникум, в 1932 г. начал свою работу машиностроительный техникум, а в 1932 г.  - педагогический институт.

30-е годы стали переломными для Нижнего Тагила в плане развития промышленности.

В городе предусматривалось строительство крупнейшего металлургического завода, коксохимического и огнеупорного заводов, а также вагоностроительного производства. все это требовало колоссального количества денег, рабочих рук и трудов, однако времени на раскачку не было, стране требовались вагоны, металл, а в недалеком будущем - танки.

Строительство гигантов

Строительство нового завода началось в январе 1931 года и затянулось из-за неоднократного пересмотра проектного задания. Первый чугун был получен здесь лишь в июне 1940 года, а первая сталь - чуть позже, в сентябре. 

В том же 1931 году в лесах у Салдинского тракта развернулась другая важная стройка. Был проложен водопровод, построен кирпичный завод, проложена узкоколейка. Здесь начиналось строительство завода по производству грузовых вагонов. А уже в мае 1934 года на УВЗ в цехе чугунных колес зажгли первую вагранку, отлили первые в стране 13 чугунных колес. А 6 ноября 1935 года выпустили три первых вагона. В октябре 1936 года был сдан в эксплуатацию главный вагоносборочный конвейер, а в октябре с него сошел первый большегрузный вагон, состоящий целиком из деталей и узлов собственного производства. В 1936 г. Уралвагонзавод выпустил 94 тыс. осей, 10 800 комплектов автосцепки, 329 большегрузных четырехосных вагонов.

Строительство велось ударными темпами и на металлургическом заводе. В 1934 году на НТМЗ сдали первый объект - основной шамотный цех и стали возводить мощную ТЭЦ. Через три года пошел бандажный стан. В июне 1940 года была пущена первая коксовая батарея, получены первые тонны кокса.