Сесть и съесть пуд соли

Чтобы познать характер человека, учёные изобретают разные хитроумные машины, разрабатывают заковыристые тесты, анкеты, в которых бедняга, отвечающий на многочисленные вопросы, должен, по мысли разработчиков, до такой степени заблудиться и начать путаться в своих же ответах, чтобы утверждения, высказанные в начале опросника, были опровергнуты в конце. 

Народ уже давным-давно в образной форме высказал мудрое суждение на этот счёт: «Чтобы узнать человека, надо вместе с ним пуд соли съесть». Как всегда, сказано кратко, ёмко, образно и точно. Ясное дело – не натурально сесть и съесть пуд, и не обязательно соли. Надобно век бок о бок прожить, насладиться блеском удач и счастья, а если придётся, испить слёзную чашу горестей житейских. 

…И трижды счастлив тот, кто при первой же встрече внутренним чутьём опознал родственную душу. Для этого нужно обладать недюжинными способностями, наблюдательностью, аналитическим умом, понимать, что из мизерных чёрточек, мимолётных слов, ничего не значащих поступков складываются определяющие свойства характера человека. 
Многолетняя практика «раскусывать» характер впервые встречаемую  личность по одному поступку, по одной фразе, а иногда – улыбке даёт порой удивительные результаты. После таких удачных случаев радость в душе поселяется надолго. 

…Бытует у ленивых обывателей ложное мнение, что гениальные открытия на головы учёных падают совершенно случайно. Яблоко грохнулось с дуба Ньютону на голову – так, мол, и родился закон всемирного тяготения. Или тот же Менделеев-засоня. Всю жизнь спал, и даже свою знаменитую периодическую таблицу списал у сна. 
Только многолетняя бесконечная работа мозга, только неустанная, упорная практическая работа, способны высечь искры гениального  открытия, которое невежественные, завистливые люди называют счастливой, случайной удачей дурака. 
Только тернистый путь проб и ошибок может принести экспериментатору желанный, долгожданный успех. Вот интересный пример. Знакомая учительница ботаники Анна Борисовна Горохова проводила над своими добровольными помощниками, учащимися, безобидные опыты с уклоном, как ни странно, в психологию. Один эксперимент её страшно удивил и, конечно, обрадовал. 

Она давала каждому школьнику задание посеять в ящичек зёрна овса, чтобы они проросли – простая, незамысловатая цель. 
Для чистоты эксперимента в помеченные фамилиями детей ящики в одном помещении насыпали землю из одного мешка, одинаковую меру зерна каждый получал из одного пакета, поливали каждый день все одновременно одинаковой порцией воды. Одним словом, полное однообразие действий и условий было главным правилом. И какой результат получили по прошествии контрольного времени? У Иванова овёс поднялся всех выше, кустился гуще, у Петрова и ещё у пятерых чуть жиже, чем у Иванова, но лучше, чем у всех остальных, кроме Семёнова (из 20 зёрен только девять взошли) и Трофимова, у которого ящик так и остался чёрным, на голой земле красовались лишь два росточка лебеды. 
Анна Борисовна ничего особо Трофимову не сказала, но ей за него стало страшно. А вот за Иванова она порадовалась.

Автор: Иван КОСТРОВ, ветеран.