ВЕК УЧИСЬ ЕЖЕСЕКУНДНО

Век живи, век познавай себя, а всего до последних дней так и не осилишь. Потому что это невозможно. Ошибаются те, кто уверенно, даже самонадеянно заявляет, что уж себя-то, своё до безобразия обрыдлое нутро изучил до мельчайших подробностей, знает точно, как станет действовать в той или иной ситуации. 
Рассуждающим эдак чаще всего невдомёк, что многими поступками, особенно в экстремальных условиях, руководят не они - управление в такие моменты берёт на себя подсознание, а человек только удивляется: что это было с ним?! Будто в тумане всё произошло в считанные мгновения! Да, так оно и делается. Подсознание стремительно просчитывает возможности организма, беспристрастно, объективно определяет, что мозги справиться не в состоянии, и, включая стратегические резервы, проблему решает само в доли секунды. Человеку остаётся лишь поразиться, сославшись на временное помрачнение рассудка. 
Вот вам и повод проанализировать новые возможности и поведенческие тонкости своего организма, удивиться скорости определения диагноза, точности выбора средств для успешного, скорейшего выхода из критической ситуации и, в конце концов, поучиться этому всему - пригодится когда-нибудь. 
Что человек не переставая делает весь отведённый судьбою срок? - задал я себе провокационный вопрос. Кто-то принялся бы перечислять в первую очередь: ест, спит, отправляет свои физиологические надобности, любит, ненавидит и так до бесконечности. Но все эти ответы - мимо! С самого первого момента после появления на свет (а если сказать точнее - после первых шевелений эмбриона в утробе матери) человек учится каждую минуту, учится всему беспрестанно, сам того не замечая. Ум его, в меру своих интеллектуальных способностей, только оценивает и отбирает нужное, отбрасывая неприемлемое. И даже сама эта селекция - тоже учёба, приобретение опыта, который так необходим для будущей жизни. 
Нытики часто жалуются, что жизнь у них однообразна, скучна, безрадостна. Чего они хотят? Веселья, развлечений, смены впечатлений? Но эти иждивенческие методы интерес к жизни не возбудят. Только учёба, ни на миг не прекращающийся активный процесс познания. Яркая продуктивная деятельность гениальных людей тому блестящий пример. Интерес к познанию - вечный двигатель. 
Великий физиолог Иван Петрович Павлов преподал своим ученикам уникальный урок, лёжа на смертном одре - диктовал с редчайшим самообладанием, что именно в данный момент происходит в его угасающем организме. Последовательно, шаг за шагом сообщал, описывал признаки приближающегося конца, пока сердце не остановилось. 
Блестящий исследователь, писатель Василий Песков, при рождении оснащённый таким вечным двигателем, обошёл, объехал, облетел весь земной шар. А когда, восхищаясь, его спрашивали, сколько же он институтов да академий закончил, Василий Михайлович скромно, даже сконфуженно отвечал, дескать, за плечами лишь десятилетка. 
Выходит, ценность человеческой натуры нужно замерять не количеством дипломов, а умением постоянно учиться и никогда не делать одну и ту же свою ошибку дважды. 

Автор: Иван КОСТРОВ, ветеран.